Сюнская войлочная традиция

История "Сюнской" традиции войлоковаляния

Толстое многослойное войлочное полотнище крытое тканью, сцены борьбы животных и другие мифологические сюжеты, украшения в виде аппликаций с обязательной стежкой и окантовкой толстым витым шнуром, такова манера валяния и декорирования войлочных изделий, найденных в курганах Ноин-Улы (хунну, 2-1 вв. до н. э.) во внутренней Монголии.

Сюны, народ который отличался воинственностью и приверженностью кочевому образу жизни, особенностью их культуры было отсутствие ткачества. Единственным текстилем который они производили, были войлоки, поэтому последние имели для них особое значение. Изображение огромной юрты Чингисхана крытой войлоками, традиционные монгольские войлочные изделия, старинные и современные, подтверждает, что монголы прямые наследники и продолжатели "сюнской" традиции войлоковаляния. Яркими последователями этой традиции стали многие народы Центральной Азии: Тибетцы, Тувинцы, Алтайцы, Казахи. Сюнская манера войлоковаляния распространилась вплоть до Северного Кавказа, каждый народ вносил в украшения войлочных изделий свои национальные элементы, но все степные народы воспринимали и воспринимают войлок, как гарант их образа жизни.

Там где когда-то зародилась сюнская традиция войлоковаляния, она продолжает жить и теперь, в современной Бурятии. С давних времен изготовление войлока у Бурят было одно из главных забот короткого сибирского лета. Все начиналось со стрижки овец. Проводили её в конце июня, начале июля, стричь позднее было нельзя, т.к. новая шерсть не успевала отрасти до начала зимы, животные могли погибнуть. Первичная обработка шерсти у бурят такая же как и у других народов занимающихся войлоковалянием.

Войлочные изделия небольшого формата валялись вручную, считалось, что это сравнительно не сложная работа, делали её женщины, а вот большие полотнища для покрытия юрт изготавливались мужчинами особым способом. Рулон, заготовка будущего войлока, зашивали в сырую коровью кожу, к краям шеста привязывали веревки, свободные концы постромок соединяли со стременами осёдланной лошади и прокатывали по ровному травяному полю пока войлок не сваляется. Считалось, что для получения доброкачественного войлока достаточно расстояние 15-20 дистанций полета стрелы, что равняется приблизительно 1.5-2 км. В кочевом быту требовалось много войлока, но как бы не был важен войлок для юрт, без войлочных кошун небольшого размера, было не обойтись, они использовались для внутреннего убранства бурятского жилища. На войлочных матрасах спали, на войлочных ковриках ели, войлок любовно украшали. Женщины терпеливо стежок за стежком самодельными нитками из сухожилий лошадей и диких животных простегивали древние узоры, оберегая себя, семью, весь род от сил зла, надеясь на лучшее. Так войлок становился не просто посредником между человеком и богами, но и добрым духом и хранителем жилищ. Возведение юрт требовало немало усилий и мастерства. Деревянно-решетчатый каркас собранный и связанный покрывался войлоком, который состоял из отдельных кусков разного размера и назначения. Крыша покрывалась четырьмя полукруглыми кусками войлока образующими два слоя мягкой кровли. Они перекрывали загнутые края стеновых покрытий так, чтобы дождь и снег не попадал внутрь жилища. Стены обтягивались тремя прямоугольными полосами, верхний край которых заходил на потолочные шесты. После закрепления покрытия его обвязывали сверху волосяными веревками. Самый низ обтягивался двумя узкими и длинными кусками войлока, которые имели значения утеплителя и отдушины. Только на строительство одной не большой юрты, требовалось войлока от 90 до 150кв.м. а ведь многие семьи имели по 2-3 юрты. Когда со временем у Бурят появились деревянные дома, своим видом они напоминали юрту.